Как не погореть на рекламных играх в соцсетях?

Судебные дела в Беларуси против предпринимателей, осуществлявших какой-то вид деятельности без регистрации, снова заставили вспомнить одну прошлогоднюю историю. Тогда в социальной сети проводился рекламный розыгрыш, а победил в нем близкий друг организатора. Один из участников решил, что здесь имеет место нечестность и подал жалобу в Министерство торговли. Поскольку рекламная игра проводилась без регистрации, суд обязал организатора выплатить штраф в миллионы рублей.

Поскольку никто из предпринимателей не хотел бы попасть в подобную ситуацию, необходимо знать, что запрещено и разрешено белорусским законодательством. Давайте разбираться.

Первое. Согласно закону, не разрешается использовать группу социальной сети как интернет-магазин, указывать контакты, по которым можно купить товар. Если вы хотите реализовать лекарственные препараты, спиртные напитки и табак, интернет использовать вообще нельзя. Однако можно описывать товар, оставлять ссылку на него, ведущую в интернет-магазин. Кроме того, если в описании товара используются слова в превосходной степени, например «самая низкая цена», это тоже незаконно.

Интернет-магазины в обязательном порядке должны пройти регистрацию. Причем это возможно только для тех, кто привязан к национальному сегменту сети, то есть находится в зоне BY. При этом соцсети могут использоваться как инструмент для рекламы товара и зарегистрированного интернет-магазина. «Но если указаны контакты, вы уже продаете, а не рекламируете, это судебное дело», — комментирует Ирина Барышникова, начальник белорусского управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой. Когда реклама публикуется в соцсети, нужно указать ФИО предпринимателя и его УНП.

Второй аспект — в социальной сети нельзя без регистрации проводить рекламные игры с розыгрышем призов, но можно проводить рекламные акции. Если вы гарантируете приз, то это нормально. Однако если он разыгрывается (достается не всем участникам), это подсудное дело. За исключением случаев, когда вы зарегистрировали рекламную игру в Министерстве торговли. Штраф за нарушение закона может составит от 20 до 500 базовых величин. Сейчас это означает 3,6-90 миллионов.
В то же время на своем сайте проводить рекламные игры можно и без регистрации. Но они не должны стимулировать реализацию товаров и услуг. В условиях нельзя требовать стать клиентом, купить что-либо, заключать договор о сотрудничестве или покупке.

К сведению: всего за 2 месяца текущего года в Республике Беларусь выявлено 10 нарушений, связанных с проведением рекламных игр. Штрафы за них достигли 14 миллионов рублей.